Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
В состав пожарного риска входит:
Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит или НОР) - деятельность по оценке соответствия установленным требованиям систем обеспечения пожарной безопасности.
Фактически представляет собой пожарно-техническое обследование объекта коммерческой организацией с последующим согласованием заключения на такое обследование с надзорным органом.
В Заключении указываются нормативные документы требования которых на объекте выполнены.
В случае наличия отступлений от нормативных документов производится расчёт пожарного риска прилагаемый к Заключению.
После выдачи согласованного Заключения НОР проверки надзорным органом не проводятся в течении 3-х лет. По истечению этого срока требуется повторное обследование.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ расчет риска производится при отступлении от требований нормативных документов по пожарной безопасности.
Иными словами, если для объекта не выполняются требования сводов правил, применяемых в "добровольном порядке" (СП 1.13130, СП 2.13130 и тд.), то для объекта необходимо расчитывать пожарный риск.
Разработка расчёта пожарного риска не требует наличие лицензии или СРО.
В случае не соответствия исходных данных указанных в расчёте инспектор вправе признать расчёт пожарного риска не действующим.
В случае выявления не соблюдения обязательных требований ПБ составить предписание и выдать штраф.
Расчёт безопасной эвакуации - это один из расчётов проводимых в рамках расчёта пожарного риска.
Данный расчёт требуется для обоснования возможности эвакуации людей в безопасные зоны (наружу или зоны безопасности МГН) до наступления опасных факторов , если требование такого расчёта прямо установлено нормативными документами.
Например, расчёт безопасной эвакуации требуется на все новые объекты для обоснования расстояния до зон безопасности МГН.
Расчётом пожарного риска можно обосновывать отступления от нормативных документов, параметры которых предусматриваются методикой самого расчёта.
Такими отступлениями могут быть:
Обращаем Ваше внимание, что расчётом пожарного риска не допускается обосновывать отступления от Федерального закона №123-ФЗ, Правил противопожарного режима ПП-390, Сводов правил включенных в перечень обязательных для применения, СНиП и НПБ, действующих до вступление ФЗ-123 в силу.
Отступления от обязательных сводов правил и их частей допускается только при условии разработки и согласования Специальных технических условий на проектирование.
Отступления от СНиП и НПБ, действующих до вступления ФЗ-123 в силу, возможно только при разработке Специальных технических условий на проектирование. Однако возможно в Декларации по пожарной безопасности поменять СНиП на действующий в настоящее время свод правил и тогда можно делать расчёт пожарного риска.
Действующим законодательством не установлены требования к лицу, проводящему указанные расчёты.
Однако, расчёт пожарного риска подразумевает знание законодательства о пожарной безопасности, так как лицо не знающее какие нормы обязательные и что именно и как необходимо выполнять в расчёте не сможет выполнить полноценный документ, описывающий соблюдение требований пожарной безопасности.
В нашей компании работают инженеры по пожарной безопасности с опытом не менее 5 лет работы в проектных институтах, что гарантирует правильное написание данного документа.
За время нашей работы мы просмотрели много расчётов пожарных рисков выполненными различными организациями.
Наиболее часто встречающимися ошибками являеются:
Указанные ошибки указывают в первую очередь на неопытность разработчиков или их не знание нормативных документов.
Если Вы выявили, какое либо, из перечисленных замечаний, Вам необходимо связаться со специалистом для подготовки мотивированного отказа от приёмки таких работ.
Аккредитация МЧС на расчёт пожарного риска производится МЧС России для специалистов и организаций.
При проведении аккредитации специалистов проверяется знание:
При проведении аккредитации организации проверяется:
По прохождению аккредитации выдаются соответствующие свидетельства.
Указанная аккредитация необходима специалистам и организациям, выполняющим работы по подготовке независимой оценки пожарного риска. Описание независимой оценки рисков приводится в предыдущих вопросах.
Для выполнения непосредственно расчёта пожарного риска аккредитация не требуется.
С 2009 года все собственники объектов обязаны подать Декларацию по пожарной безопасности в надзорный орган МЧС.
Подаваемая Вами Декларация по пожарной безопасности на самом деле является юридически значимым документом. Подавая Декларацию Вы сообщаете надзорнуму органу какие нормативные документы Вы выполнили на своём объекте.
Подвох Декларации заключается в том, что составляя её, Вы чаще всего указываете нормативные документы, которые не имеют к Вам отношения. Но благодаря "декларированию" Вами таких документов, инспектор имеет право при проверке ссылаться на них.
Определить документы, которые относятся именно к вашему объекту, могут только опытные инженеры по пожарной безопасности. В следующих статьях мы расскажем подробнее об документах относящихся к вашему объекту.
Одной из составляющей декларации является Расчёт пожарного риска.
Как и в обычных случаях Расчёт требуется только при наличии отступлений от действующих нормативных документов.
Так же, обращаем Ваше внимание, что расчёт пожарного риска для объектов построенных до 2009 года не требовался. Так как, не был предусмотрен, например СНиПом 21.01.97*.
Таким образом, де-юро, прежде чем включать в Декларацию расчёт пожарного риска и декларировать наличие отступлений, Вы должны убедиться, что такие отступления есть от действующих на момент строительства или капремонта норм.
В случае, если Вы всё-таки выявили отступление от таких норм, например СНиП 21.01.97*, то вы не имеете права делать Расчёт пожарного риска для обоснования отступления от него, так как этим документом не предусматривались отступления.
Вам необходимо найти свод правил, применяемый для объектов в настоящее время, и задекларировать его применение или конкретные статьи и только после этого обосновывать отступление расчётом пожарного риска.
Если Вы зайдете в интернет, и напишите СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений, Вы увидите, что документ действующий.
СНиП 21-01-97* действительно действующий, но только для объектов построенных ранее 2008 года и на которых не производился капремонт.
Так почему СНиП 21-01-97* действующий? Да потому, что если такие нормативные документы отменить, то все объекты построенные до 2008 года надо снести, так как они не соответствуют нормативным требованиям.
И так, какими нормативными документами надо пользоваться?
Надо пользоваться теми документами, которые применялись при проектировании или капремонте вашего здания. Перечень таких документов Вы можте увидеть в соответствующих проектах на здание.
Расчёт пожарного риска для зданий до 2008 года постройки делать нельзя.
Действующими нормативными документами на тот период не предусматривалось наличие отступлений от нормативных документов.
В случае если у Вас имеется отступление от например СНиП 21.01.97*, то Вам необходимо найти свод правил или его часть применяемую в настоящее время, далее проанализировать возможность применения такого свода правил к объекту.
Если Вы пришли к выводу, что можете применить свод правил или его часть, вместо например СНиП 21.01.97*, то Вам необходимо "задекларировать" его применение (см. ст. Декларация по пожарной безопасности).
Если у Вас по прежнему осталось отступление, но только уже от свода правил, то Вы можете выполнить расчёт пожарного риска.
Свод правил добровольного применения, а отступить от него Вы не можете, так как методика пожарного риска не предусматривает такого отступления.
Методика расчёта пожарного риска очень много чего не предусматривает. Но отступать от сводов правил можно!
Читаем внимательно условие статьи 6 ФЗ-123:
"в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом."
Ключевое слово здесь РЕГЛАМЕНТАМИ. А это означает, что кроме ФЗ-123, есть и другие технические регламенты, устанавливающие требования пожарной безопасности.
Таким регламентом является - Федеральный закон № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В соответствии с ч.6 ст.3 ФЗ-384 устанавливает требования по пожарной безопасности.
И уже в соответствии с ч.6 ст.15 ФЗ-384 "Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий."
И вот теперь уже становится понятно, что Вы кроме расчёта пожарных рисков имеете право выполнять любые расчёты для обоснования принятых решений.
Апробированные методики - это методики правильность которых была подтверждена научными организациями.
1. Проектирование объекта осуществляется в соответствии с "Градостроительным кодексом Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ, Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ, а также нормативными документами принятыми в соответствии с указанными Техническими регламентами.
2. В соответствии со ст. 4 184-ФЗ Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. В соответствии со ст. 5.1 184-ФЗ «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"»
4. В соответствии со ст. 16.1 184-ФЗ перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов формируется Федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
5. В соответствии с 5.4.2 Положения о ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ (Росстандарт), утвержденном Постановлением правительства Российской федерации от 17 июня 2004 г. № 294, Росстандарт осуществляет разработку и утверждение перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.
6. В соответствии с ч.4 ст. 16.1 ФЗ-184 Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
7. В соответствии с ч.3 ст. 4 ФЗ-184 «Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 настоящего Федерального закона.»
8. В соответствии с ч.6 ст.3 ФЗ-384 Федеральный закон ФЗ-384 устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования по пожарной безопасности.
9. В соответствии с ч.1 ст.6 ФЗ-384 «Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.»
10. В соответствии с ч.7 ст.6 ФЗ-384 «Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.»
11. Перечень обязательных нормативных документов в рамках ФЗ-384 утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521.
12. Перечень добровольных нормативных документов в рамках ФЗ-384 утвержден Приказом Росстандарта от 30 марта 2015 года N 365.
13. В соответствии с ч.6 ст.15 ФЗ-384 «Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов: 1) результаты исследований; 2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам; 3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
14. В соответствии с ч.1 ст.1 ФЗ-123 «Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.»
15. В соответствии с ч.1 ст.6 ФЗ-123 Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
16. В соответствии с ч.3 ст.6 ФЗ-123 «При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.»
17. В соответствии со ст. 16.1 184-ФЗ Нормативными документами по пожарной безопасности являются документы, включенные в перечень, утвержденный Росстандартом, и разработанный в рамках ФЗ-123. Такой перечень прилагается к Приказу Росстандарта от 16 апреля 2014 года N 474.
18. В соответствии с ч.5 ст.6 ФЗ-123 «Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.»
19. В соответствии с ч.6 ст.6 ФЗ-123 «Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).»
Оставьте Вашу заявку и мы свяжемся с Вами
в ближайшее время
Спасибо, Ваше сообщение получено!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.